из злаков, в основном денатурированных, содержащих соль, дрожжи, лярд и другие добавки, подвергнутый высокотемпературной обработке, а затем потребляемый ежедневно 3-4 раза в день, да еще в большом количестве, к тому же в неразборчивом сочетании с другими крахмалами, - хлеб стал одним из главных источников несчастий.

Так называемое «обогащение» белой муки создало у людей ложное представление о безопасности. Людей заставляют таким образом поверить, что «обогащенная» мука – хорошая пища. Никогда не изобреталось большего обмана!»

Доктор Карлсон: «... при рафинировании муки из нее фактически удаляются соли, витамины и белки, лишь незначительная часть которых заменяется в процессе «обогащения».

А.Джек, А. Куши: «В макробиотической кухне мы не рекомендуем готовить дрожжевой хлеб для регулярного использования. На протяжении тысячелетий хлеб пекли по традиционным рецептам, основу которых составлял процесс брожения, вызванный лишь тщательным вымешиванием, находящимися в воздухе естественными дрожжами, или закваской для кислого теста. Когда же муку из цельной пшеницы стали очищать, и она превратилась в белую муку, а зерно перестало содержать отруби и зародыши, хлебопекарной промышленности понадобились дрожжи, чтобы вдохнуть немного жизни в выпускаемый ею продукт.

Необходимо четко представлять себе разницу между брожением, вызванным дрожжами, и естественным брожением. Дрожжи (дикие или культурные) вызывают брожение естественных сахаров, находящихся в пшенице, которые разлагаются при этом на этиловый спирт и углекислый газ, что вызывает подъем теста. Поднявшийся хлеб быстрее поглощает тепло, чем неподнявшийся. Поднявшийся хлеб лучше пропекается внутри и нежнее, а от этого зависят его вкусовые качества и процесс переваривания. Естественное брожение происходит благодаря деятельности бактерий, расщепляющих важные питательные элементы пшеницы, превращая их в форму, которая легче усваивается. Этот процесс можно назвать предварительным пищеварением. Лучше всего, когда тесто поднимается и бродит. Кислое тесто без дрожжей сочетает оба эти этапа».

Урсула Зумм: «... обработанные и рафинированные продукты, такие, как белая мука, сахар и шлифованный рис содержат лишь следы тех ценных веществ, которыми богаты неподвергшиеся процессу обработки продукты».

Галина Сергеевна Шаталова, автор серии книг о целебном питании, создатель собственной системы естественного оздоровления с болью пишет о том, что «творят люди, лишая хлеб его животворной силы». Приведем выдержки из ее книги «Целебное питание».

«Как можно, взяв полноценное зерно, вырвать из него с помощью совершеннейших машин живой зародыш, ободрать с поверхности зерен все пять слоев белковых оболочек, которые созданы природой для преобразования содержащегося в пшенице крахмала, и лишать его тем самым важнейших питательных свойств.

...речь, по существу, идет об уничтожении механизма «самопереваривания», который помогает нашему организму лучше усваивать питательные вещества, содержащиеся в пшеничных зернах. И что же остается в тонкой, белоснежной муке, которую мы получаем после того, как размолотое хлебное зерно преодолеет все километры труб в недрах мукомольных агрегатов? Голый крахмал, лишенный каких-либо свойств живого. Но на этом злоключения пшеничного зерна не кончаются. Муку обогащают всевозможными искусственными витаминами, вводят другие химические добавки. В пекарнях с механической обработкой теста в него добавляют химические рыхлители, вкусовые отдушки, а иной раз и сахар, хотя специалистам должно быть хорошо известно, что крахмал и сахар несовместимы.

В тесто добавляется также поваренная соль, которая оказывает на организм отрицательное воздействие.

И меня вовсе не удивляет тот факт, что в своей врачебной практике я сплошь и рядом сталкиваюсь с негативными последствиями употребления хлеба. Да вы и сами можете убедиться в этом, взглянув на наших располневших, со вздутыми животами женщин из низкооплачиваемых слоев населения, для которых хлеб – преобладающий продукт питания».

Г. Шаталова предлагает рецепты приготовления собственного хлеба. Однако в конечном итоге она советует нам полностью отказаться от любых видов хлебных изделий: «Потребление хлеба, особенно в преклонные годы, создает в буквальном смысле этого слова, невыносимые условия для нашего организма». Оказывается, сообщает Шаталова, в горных абхазских селениях и в холодной Якутии не едят хлеба. Абхазцы заменяют его мамалыгой – плотной кашей из кукурузы, которую нарезают ломтями и едят с сыром, зеленью. Среди представителей и одного и другого народа -- много долгожителей. Кстати, мяса в их рационе намного меньше, чем у нас с вами.

А теперь – об эксперименте, который провела на себе кандидат медицинских наук Г.С. Шаталова: «Весной 1991 г. я решила провести на себе еще один эксперимент, чтобы проверить, не отказ ли от хлеба является причиной моего хорошего самочувствия. Я вспомнила, что в прежние годы, когда отдыхала в Кисловодске в санатории кардиологического профиля, по настоянию врачей должна была в течение нескольких дней проходить период адаптации и избегать прогулок с подъемами в гору. Правда, впоследствии обо всех этих запретах я забыла и по приезде в санаторий первым делом поднималась на Большое седло, даже не ставя врачей в известность.

Но на этот раз, в январе 1991 г., попросила их проконтролировать мое состояние перед подъемом на Большое седло и после возвращения. Все физиологические параметры – прежде всего дыхание и пульс, оказались в норме. После этого я начала есть хлеб и делала это в течение трех месяцев. Приехав снова в Кисловодск, попросила врачей зафиксировать результаты эксперимента. Но еще до их заключения мне стало ясно, что потребление хлеба не прошло даром. Поднимаясь на Большое седло, я ощущала нехватку воздуха, дискомфорт. Данные обследования подтвердили мои субъективные ощущения. Я прибавила в весе, организм работал с перегрузками, в напряженном адаптационном режиме, частота дыхания и пульс заметно превышали показатели, зафиксированные три месяца назад.

Тогда у меня отпали последние сомнения в том, что хлеб, несмотря на его древнее происхождение, не прибавляет человеку здоровья, а напротив, вызывает нарушения саморегуляции человеческого организма и связанные с ними хронические заболевания.

Очевидно, это объясняется тем, что при выпекании в духовке при температуре около 300°С или на сковороде, где нагрев доходит до 250°С, происходят необратимые разрушения структуры воды, входящей в состав теста, и белков, что делает их плохоусвояемыми. Здесь, по-видимому, и кроется разгадка негативного отношения многих ученых к хлебу.

«А как же наши предки?», -- спросите вы.

И хлеба вдоволь ели и здоровее нас подчас были. Все так. Да вот только хлебушек у наших прабабушек был совсем другой. Из муки белой – только калачи да булки по праздникам, а в обычные дни –обычный каждодневный хлеб из смолотого на мельничных жерновах зерна со всеми ему присущими полезностями. Да и дрожжей в то время, как таковых, не было, а только кислая закваска, полученная путем естественного брожения. Я хочу предложить вам рецепты изготовления домашнего хлеба различных медиков-диетологов: д.м.н. И.Л. Медковой, к.м.н. Г.С. Шаталовой, А. Куши, А. Джек (практики макробиотического питания) и др.