В российских детских больницах пациентов избивают и насилуют
Дедовщина» в детских больницах приобрела, пожалуй, не меньший масштаб, чем армейская. Едва ли не еженедельно появляется информация об избитых, искалеченных или изнасилованных соседями по палате детях. Родителям пострадавших, в большинстве случаев, бывает крайне сложно привлечь к ответственности виновных. Медики и родители «шалунов» всеми силами препятствуют им в этом.
Последний случай, происшедший в Санкт-Петербурге, шокирует как жестокостью детей, так и равнодушием руководства больницы, где юные пациенты едва не забили до смерти 11-летнего Пашу.
- Когда я увидела сына всего в синяках в палате, меня заколотило! Даже сейчас без слёз не могу вспоминать об этом! Руки чёрные, на ногах живого места нет, на грудь страшно смотреть. У сына проблемы с лёгкими, на плановые обследования я ложилась с ним. Но он подрос. Я попросила медсестёр присматривать за ним. Они обещали, - рассказывает, вытирая слёзы, Жанна – мама школьника.
- Они старше, я не мог дать им сдачи. Они били меня кулаками, бросали мусор на мою кровать. Били не только меня, били всех, кто был младше, - рассказывает Паша.
Врачи больницы, где лежал ребёнок, утверждают, что его синяки – из-за игры или из-за случайных падений. Это объяснение мать мальчика не устроило - заключение судмедэкспертизы и заявление о привлечении к ответственности детей-истязателей она передала в полицию.
Не менее кошмарная история приключилась в самой крупной детской клинической больнице Челябинска. В эндокринологическом отделении двое подростков несколько дней подряд истязали 10-летнего Диму, а потом изнасиловали его.
После смерти отца врачи обнаружили у Димы проблему со щитовидной железой. Когда самочувствие ребенка ухудшилось, его мать Ирина, работающая медсестрой в одной из взрослых городских больниц, госпитализировала сына в ДГКБ № 8 для планового обследования.
С первых дней соседи по палате невзлюбили Диму. Он был на год младше и не такой, как они: в свободное время читал, отказывался курить и пить «веселящие» таблетки, прихваченные из дома одним из малолетних пациентов.
- Сын звонил мне и рассказывал, что его обижают. Я приезжала в больницу, разговаривала с детьми и медперсоналом. Просила коллег обеспечить моему сыну спокойное лечение. Они кивали, но проигнорировали мои просьбы. Позднее выяснилось, что в палате, где лежал мой сын, ночевали 13-14-летние ребята из соседних палат. Они играли в карты, курили и смеялись над Димой. Медсестёр в отделении не было. Сын рассказал, что вечерний пересчёт детей в палатах и контроль за их сном не проводились. Когда Дима жаловался на обижающих его детей врачам и сёстрам, они стыдили его: «Такой большой, а не можешь за себя постоять!» - рассказывает Ирина.
В одну из ночей подростки решили изнасиловать Диму.
В ходе проверки, проведённой сотрудникам следственного отдела по Металлургическому району города Челябинска, было установлено, что мальчик дважды терял сознание.
- После случившегося сыну потребовался психиатр, но я увезла его домой. По этой причине руководство больницы отказалось бесплатно проводить его психиатрическое обследование. Главврач заявил мне, что минимальное обследование стоит семь тысяч рублей, а если бы сын остался на лечении, психиатр приходил бы к нему бесплатно. И это мне сказали в больнице, где искалечили Диму, – возмущается Ирина.
Мать мальчика написала заявление в правоохранительные органы и наняла адвоката, чтобы наказать его обидчиков. После проверки установили, что в отношении Димы были совершены действия сексуального характера, повлекшие за собой тяжелейшую психологическую травму. Но поскольку насильники Михаил Г. и Александр О. не достигли 14-летнего возраста, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Михаил к тому же состоит на учёте у психиатра в связи с серьёзной задержкой психического развития.
- В нашу больницу поступают дети из разной социальной среды. Некоторые – неуправляемые, жестокие. Уследить за ними невозможно, - говорит главный врач ДГКБ № 8 Александр Борсук. Как вам такое оправдание?
Палаты пыток
- Проблема жестокости детей существует не только в нашей стране, но и в европейских странах. Но там, как и в США, провели исследования этой проблемы и приняли законы, направленные на то, чтобы между детьми существовали доброжелательные отношения, - говорит председатель Комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной думы России Екатерина Лахова.
В России такие исследования не проводятся и законы о доброжелательных отношениях не принимаются. Тем временем подростковая преступность стала настолько жестокой, что дальше некуда.
Дети, находящиеся в больнице, оставшись без родительского присмотра, устраивают «дедовщину». Свободного времени во время лечения много, надо себя чем-то развлекать. Они вычисляют самого слабого и начинают измываться над ним так, что, пожалуй, превосходят армейских «дедов».
11-летнего Петра доставили в хирургическое отделение ГУЗ «Вологодская областная детская больница» после обнаружения у него пупочной грыжи.
На следующий день ребёнка прооперировали – весь день он находился под действием наркоза. Соседу по палате, 13-летнему Сергею, это отчего-то не понравилось: он под разными предлогами не давал Пете спать, а затем избил его, ударив, в том числе в живот – в то место, которое оперировали. Затем заставил сделать это другого соседа по палате – 6-летнего Сашу. Но и этого малолетнему садисту показалось мало – он изнасиловал Петю.
Ночью Сергей снова избил его, а потом заставил Петю сбегать на десятый этаж «стрельнуть» сигареты.
– Я с другими родителями отправилась к заведующему отделением. Мы пытались выяснить, отчего бездействовал персонал. Ничего определённого нам не ответили, предложили забрать детей домой. Заведующий сказал, что предоставить отдельную палату Сергею не может, хотя знает, что он из себя представляет – не первый раз лежит здесь, - рассказывает мама пострадавшего мальчика.
Жительница села Таловка Камышинского района Волгоградской области Марина Егорова рассказывает: «Моего шестилетнего сына Максима положили в инфекционное отделение Камышинской районной больницы с бронхитом. Я не могла лечь с ним – на руках двухлетний сын, да и все родственники живут в Камышине, муж туда на работу ездит. Я, как появлялась возможность, приезжала к Максиму. Когда мы привезли сына из больницы домой и стали переодевать, пришли в ужас: тело было синего цвета! Сын рассказал, что его беспрестанно избивал восьмилетний Коля. Судмедэксперты дали заключение: у Максима ушибы и гематомы, его били по всему телу тупым предметом. Неужели медсёстры не заметили, что происходило у них под носом?! Я отправилась в больницу, но мне там нагрубили. Подала заявление в полицию на ребёнка, избивавшего моего сына и на медиков».
- Если бы медсёстры увидели такое – немедленно пресекли бы. Почему не увидели синяки? Не могу ответить, - сказала и.о. заведующей детским инфекционным отделением Камышинской центральной районной больницы Ольга Смирнова.
Дети стали агрессивнее
- Большая часть вины за такие случаи, на мой взгляд, лежит на медперсонале. Необходимо пристально следить за пациентами, а дети требуют особого внимания, - говорит доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Московского государственного областного университета Татьяна Шульга.
- Но, наверняка, и родители повинны в том, что их дети бьют и насилуют?
- Бесспорно. Родители не сумели дать им должного воспитания. Увы, не все мамы и папы, в силу разных причин, имеют возможность объяснить детям, что хорошо, а что плохо. Родители должны почаще навещать детей в больницах и следить за их поведением.
- А возраст влияет на такие поступки? По данным экспертов, в ходе многочисленных исследований было выявлено, что за последние 10-15 лет в России значительно повысилось количество агрессивных подростков.
- Да, в 13-14-летнем возрасте многие дети бывают агрессивными. Но не все и не везде. Могу сказать, что в детских онкологических отделениях «дедовщина» отсутствует. Там за пациентами хороший уход и тщательный контроль.
Но почему такого контроля нет в других больницах? Почему врачи и медсестры не могут навести у себя порядок? Отвечают ли они вообще за то, что творится на их «территории»?
- Они отвечают исключительно за действия медицинского характера. В каждой больнице есть работники ЧОПов, к ним и нужно обращаться в случае ЧП», - говорит депутат Государственной думы РФ, член Комитета по охране здоровья Олег Куликов.
- Но они обязаны реагировать только на призыв о помощи?
- Именно так.
Выходит, если ребенок не закричит, да еще так, чтобы задрожали стены, охрана ему на помощь не придет. Получается странная вещь. В школах, если кого-то изобьют, учителя затаскают по комиссиям. В детских садах, когда что-то случается с малышами, с воспитателей дерут три шкуры, а в больницах дети оказываются вне зоны ответственности персонала. Разве это нормально?